Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

  

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

"Огнево-Заимковская средняя

общеобразовательная школа" 

Курс ОРКиСЭ

 

 

Информация о введении в общеобразовательных организациях комплексного учебного курса

"Основы религиозных культур и свтской этики в 2018-2019 учебном году"

 

Памятка для родителей (законных представителей) учащихся

о комплексном учебном курсе

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

Уважаемые родители!

 

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р с 1 сентября 2012-2013 учебного года комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики (далее – ОРКСЭ)», направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования, введен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю). Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Учеными и специалистами, привлеченными Минобрнауки РФ, разработан для школ комплексный учебный курс ОРКСЭ, включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер: у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

         Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами проработаны межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для учащихся 4 классов.

Учебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – это комплект из 6 книг.

Учитывая возрастные возможности школьников 10–11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

В рамках курса ОРКСЭ подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, в котором Вы письменно зафиксируете свой выбор. На родительском собрании Вы сможете получить ответы на все интересующие вопросы.

Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей курса ОРКСЭ не допускается и рассматривается как препятствование получению Вашим ребенком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

О преподавании комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях».

Апробация комплексного курса ОРКСЭ осуществлялась в 21 субъекте РФ во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и в соответствии с планом мероприятий по апробации ОРКСЭ в 2009 – 2011 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2009г. № 1578-р.

Введение ОРКСЭ было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью.

•       88% родителей,

•      94% учителей,

•      93 % руководителей школ,

•       91% представителей органов исполнительной власти

положительно отнеслись к введению ОРКСЭ.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р с 1 сентября 2012-2013 учебного года комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики (далее – ОРКСЭ)», направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования, введен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю). Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

·        Требования к условиям и результатам преподавания основ религиозных культур и светской этики  по выбору семьи школьника определяется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

·        В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии.

 

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает                6 составляющих (модулей):

·        основы православной культуры,

·        основы исламской культуры,

·        основы буддийской культуры,

·        основы иудейской культуры,

·        основы мировых религиозных культур,

·        основы светской этики

 

Задачи:

·         познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

·        развить представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·        обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

·        развить способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

 Принципы организации преподавания ОРКСЭ:

1. Ценностное отношение человека к миру, другим людям, самому себе.

2. Культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

 3. Толерантное, уважительное отношение к «другим»  через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать  не только окружающих людей, но и через них -  самого себя.

4. Умение жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться  в ситуациях.

 

В результате изучения курса обучающиеся должны:

Знать/понимать:

·          основные понятия религиозных культур;

·         историю возникновения религиозных культур;

·          историю развития различных религиозных культур в истории России;

·          особенности и традиции религий;

·        описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь:

·          устанавливать взаимосвязь между религиозной  культурой и поведением людей;

·          описывать различные явления религиозных традиций и культур;

·          излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

·          соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

·          строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

·          осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

·          участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

·          готовить сообщения по выбранным темам.

 

Практические советы родителям:

 

Уважаемые родители! Предлагаем Вам советы, как  помочь своему ребёнку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

 Совет 1.  Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Совет 2.  Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Совет 3.  Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

 Совет 4.  Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Совет 5.  Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 

Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку! Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:
     1.  Что такое метод проектов? 

2. Каковы этапы выполнения проекта?

3.Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

?       выбор темы проекта; 

?        выдвижение первоначальных идей; 

?        выбор лучшей идеи; 

?        планирование проектной деятельности; 

?        оценка и самооценка проекта;

?        презентация проекта. 

 

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

1.     Этап выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них. Возможные действия родителей: 

·       помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; 

·       записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. 

·        Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

 

2.     Этап выбора и формулировки темы проектной работы.

Возможные действия родителей:

·        помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

3.     Этап формулировки задачи проекта. 

Возможные действия родителей: 

·        может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

4.     Этап разработки плана и структуры выполнения проекта.

В возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

5.     Этап  идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

6.     На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

7.     По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

8.     Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.


Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: 

·        консультируют; 

·        отслеживают выполнение плана; 

·        решают оперативные вопросы; 

·          помогают в предварительной оценке проекта; 

·          участвуют в подготовке презентации; 

·          обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. 

 

         Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. 

·        Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. 

·        Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. 

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется навыки проектной деятельности уважение и взаимопонимание.

 

 

О выборе модулей родителями МКОУ "Огнево-Заимковская СОШ":

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"